15-09-2011, 14:43
О набережных
Испокон веков люди строили свои поселения у воды – на берегу моря, реки, озера. Вода сопровождала человека с момента рождения: из нее добывали пропитание, ее пили, в ней купались и совершали религиозные обряды. По воде прибывали гости с новостями и товарами.
На берегу бурлила жизнь: там стирали белье, сушили сети, торговали свежим уловом, обменивались сплетнями. Но вот рукотворные набережные появились сравнительно недавно – большей частью в XVIII–XIX веках.
Почти повсюду набережные появились гораздо позже, чем окружающая городская застройка, а потому зачастую город обращен к ним не лучшей своей частью: складами, лабазами, лачугами, пустырями, фабриками и индустриальными зонами. Единственное место в мире, где набережные были задуманы и построены одновременно с городом – это Санкт-Петербург. Здесь набережные – это идеальная линия симметрии между великолепными дворцами и их прекрасным отражением. Для многих художников набережные стали центральной темой их творчества. Анна Остроумова-Лебедева запечатлела набережные Петербурга в сотнях гравюр, литографий, акварелей. Ее французский современник Альбер Марке всегда арендовал мастерские с видом на Сену, чьи мосты и набережные были ведущим сюжетом его картин.
Городские набережные бывают разных типов. Парадные набережные, одетые в гранит, демонстрируют мощь и триумф. При их постройке изначально рассчитывали на зрителя, прибывающего по воде или смотрящего с другого берега. Таковы Дворцовая набережная в Санкт-Петербурге или Кремлевская в Москве. Иногда парадная набережная непосредственно вливается в архитектуру города, становясь площадью, как площадь Биржи в Бордо или Пьяцетта Сан-Марко в Венеции. Словно рампа сцены, парадные набережные отделяют зрителя от разыгрываемого городского спектакля.
Видовые набережные приглашают смотреть с них, а не на них. Волжские города славятся своими набережными-бульварами на высоком берегу реки, с которых открывается панорама на бескрайние просторы русской природы. Пейзажные или парковые набережные изо всех сил стараются сохранить свой природный вид: вместо гранита и бетона вода «одета» травянистыми склонами и песчаными отмелями, причем не естественного происхождения, а созданными искусственно. Такие «натуральные» набережные часто встречаются в центре маленьких европейских городов (Зальцбург, Утрехт). Они придуманы для расслабления зрителя, приглашая его половить рыбу, покормить уток или просто растянуться на травке. Мало кто из отдыхающих на таком берегу догадывается, что подобная набережная – шедевр архитектурно-строительных работ.
На рабочих набережных портовых городов днем и ночью кипит жизнь: гудят отчаливающие корабли, снуют моторные лодки, перекликаются грузчики, пронзительно кричат чайки. Бухты каната, корабельные снасти, рыбья чешуя и резкие запахи – неотъемлемая часть таких набережных, будь то Одесса, Стамбул или Марсель.
Двухъярусные набережные Парижа пытаются найти компромисс между интенсивным ритмом большого города и его романтическим имиджем. В то время как по верхней набережной Сены движется плотный поток машин, на нижней целуются влюбленные парочки и прогуливаются туристы.
Набережные-променады служат не только проезжей частью, но и местом прогулок. Пожалуй, самая известная из них – Promenade des Anglais в Ницце. Здесь встречают знакомых, выгуливают детей и собак, занимаются спортом, проводят значимые городские события: карнавал, спортивные соревнования, профсоюзные демонстрации, парады, салюты и художественные выставки. Каннская «Круазетт» – это ярмарка тщеславия и нескончаемое модное дефиле.
В каждом городе и у каждой набережной есть своя изюминка и свое незабываемое лицо: лакированные бока гондол, бьющиеся о столбы-стоянки на Гранд-канале в Венеции; львы, сторожащие мосты и мостики Санкт-Петербурга; плавучие дома-баржи, пришвартованные к набережным Амстердама; платаны, отбрасывающие тень на воды римского Тибра; складные ящики-лавки парижских букинистов на правом берегу Сены…
Но у всех набережных есть и одна общая черта: это неизменная точка городского притяжения, эпицентр ярких эмоций и бурных страстей, место встреч и расставаний, где легко завести знакомство и необременительно побыть одному.
Современные муниципальные власти прекрасно осознают позитивную роль набережных в жизни города:
В Лионе набережные Соны и Роны были освобождены от автомобильных парковок и превращены в велосипедные и пешеходные дорожки.
На набережной Сены с 2002 года каждое лето устраивается пляж для застрявших в городе парижан.
В Лондоне бывшие доки и заброшенная электростанция на южном берегу Темзы были превращены в центр современного искусства и архитектуры с галереей «Тейт Модерн», современной копией шекспировского театра «Глобус», мостом «Миллениум» и мэрией в форме яйца по проекту сэра Нормана Фостера.
В Гааге набережная напротив Королевского дворца используется как выставочный зал современной скульптуры.
В Берлине на берегу Шпрее, напротив библиотеки Парламента, расположилось символическое кладбище – памятник людям, погибшим при попытке вплавь перебраться из Восточного Берлина в Западный.
В Валенсии, в русле осушенной реки Турия, архитектор Сантьяго Калатрава построил Город искусств и наук: с оперным театром, планетарием, океанографическим парком и садом.
В Петербурге готовится к реализации амбициозный проект «Набережная Европы», включающий Дворец танцев, элитную жилую недвижимость, офисы, гостиницы и пешеходную набережную.
Пытаться определить самую знаменитую набережную так же бессмысленно, как спорить о женской красоте. В то время как жители Геленджика и Гаваны оспаривают право называть свою набережную самой длинной в мире, петербуржец будет отстаивать идеальные пропорции Зимней канавки, а венецианец – гордиться удачным расположением Таможенной стрелки.
Люди во все времена стремились и стремятся обитать как можно ближе к набережной, потому что вид движущейся воды постоянно напоминает о бесконечности и непрерывности жизни на Земле.
Существует множество фильмов и книг, чьи сюжеты разворачиваются на набережных или связаны с ними. Вот лишь некоторые из них:
Остап Бендер мечтал попасть на набережную Копакабана в Рио-де-Жанейро, где все поголовно ходят в белых штанах.
«Набережная туманов» в Гавре соединяет неприкаянных героев Жана Габена и Мишель Морган.
На ялтинской набережной Дмитрий Дмитриевич Гуров впервые встречает даму с собачкой.
Герой «Белых ночей» Достоевского влюбляется в Настеньку, которая ожидает на набережной петербургского канала своего жениха.
Одно из самых поэтичных эссе о Венеции написал Иосиф Бродский. Оно носит название «Набережная неисцелимых».
Испокон веков люди строили свои поселения у воды – на берегу моря, реки, озера. Вода сопровождала человека с момента рождения: из нее добывали пропитание, ее пили, в ней купались и совершали религиозные обряды. По воде прибывали гости с новостями и товарами.
На берегу бурлила жизнь: там стирали белье, сушили сети, торговали свежим уловом, обменивались сплетнями. Но вот рукотворные набережные появились сравнительно недавно – большей частью в XVIII–XIX веках.
Почти повсюду набережные появились гораздо позже, чем окружающая городская застройка, а потому зачастую город обращен к ним не лучшей своей частью: складами, лабазами, лачугами, пустырями, фабриками и индустриальными зонами. Единственное место в мире, где набережные были задуманы и построены одновременно с городом – это Санкт-Петербург. Здесь набережные – это идеальная линия симметрии между великолепными дворцами и их прекрасным отражением. Для многих художников набережные стали центральной темой их творчества. Анна Остроумова-Лебедева запечатлела набережные Петербурга в сотнях гравюр, литографий, акварелей. Ее французский современник Альбер Марке всегда арендовал мастерские с видом на Сену, чьи мосты и набережные были ведущим сюжетом его картин.
Городские набережные бывают разных типов. Парадные набережные, одетые в гранит, демонстрируют мощь и триумф. При их постройке изначально рассчитывали на зрителя, прибывающего по воде или смотрящего с другого берега. Таковы Дворцовая набережная в Санкт-Петербурге или Кремлевская в Москве. Иногда парадная набережная непосредственно вливается в архитектуру города, становясь площадью, как площадь Биржи в Бордо или Пьяцетта Сан-Марко в Венеции. Словно рампа сцены, парадные набережные отделяют зрителя от разыгрываемого городского спектакля.
Видовые набережные приглашают смотреть с них, а не на них. Волжские города славятся своими набережными-бульварами на высоком берегу реки, с которых открывается панорама на бескрайние просторы русской природы. Пейзажные или парковые набережные изо всех сил стараются сохранить свой природный вид: вместо гранита и бетона вода «одета» травянистыми склонами и песчаными отмелями, причем не естественного происхождения, а созданными искусственно. Такие «натуральные» набережные часто встречаются в центре маленьких европейских городов (Зальцбург, Утрехт). Они придуманы для расслабления зрителя, приглашая его половить рыбу, покормить уток или просто растянуться на травке. Мало кто из отдыхающих на таком берегу догадывается, что подобная набережная – шедевр архитектурно-строительных работ.
На рабочих набережных портовых городов днем и ночью кипит жизнь: гудят отчаливающие корабли, снуют моторные лодки, перекликаются грузчики, пронзительно кричат чайки. Бухты каната, корабельные снасти, рыбья чешуя и резкие запахи – неотъемлемая часть таких набережных, будь то Одесса, Стамбул или Марсель.
Двухъярусные набережные Парижа пытаются найти компромисс между интенсивным ритмом большого города и его романтическим имиджем. В то время как по верхней набережной Сены движется плотный поток машин, на нижней целуются влюбленные парочки и прогуливаются туристы.
Набережные-променады служат не только проезжей частью, но и местом прогулок. Пожалуй, самая известная из них – Promenade des Anglais в Ницце. Здесь встречают знакомых, выгуливают детей и собак, занимаются спортом, проводят значимые городские события: карнавал, спортивные соревнования, профсоюзные демонстрации, парады, салюты и художественные выставки. Каннская «Круазетт» – это ярмарка тщеславия и нескончаемое модное дефиле.
В каждом городе и у каждой набережной есть своя изюминка и свое незабываемое лицо: лакированные бока гондол, бьющиеся о столбы-стоянки на Гранд-канале в Венеции; львы, сторожащие мосты и мостики Санкт-Петербурга; плавучие дома-баржи, пришвартованные к набережным Амстердама; платаны, отбрасывающие тень на воды римского Тибра; складные ящики-лавки парижских букинистов на правом берегу Сены…
Но у всех набережных есть и одна общая черта: это неизменная точка городского притяжения, эпицентр ярких эмоций и бурных страстей, место встреч и расставаний, где легко завести знакомство и необременительно побыть одному.
Современные муниципальные власти прекрасно осознают позитивную роль набережных в жизни города:
В Лионе набережные Соны и Роны были освобождены от автомобильных парковок и превращены в велосипедные и пешеходные дорожки.
На набережной Сены с 2002 года каждое лето устраивается пляж для застрявших в городе парижан.
В Лондоне бывшие доки и заброшенная электростанция на южном берегу Темзы были превращены в центр современного искусства и архитектуры с галереей «Тейт Модерн», современной копией шекспировского театра «Глобус», мостом «Миллениум» и мэрией в форме яйца по проекту сэра Нормана Фостера.
В Гааге набережная напротив Королевского дворца используется как выставочный зал современной скульптуры.
В Берлине на берегу Шпрее, напротив библиотеки Парламента, расположилось символическое кладбище – памятник людям, погибшим при попытке вплавь перебраться из Восточного Берлина в Западный.
В Валенсии, в русле осушенной реки Турия, архитектор Сантьяго Калатрава построил Город искусств и наук: с оперным театром, планетарием, океанографическим парком и садом.
В Петербурге готовится к реализации амбициозный проект «Набережная Европы», включающий Дворец танцев, элитную жилую недвижимость, офисы, гостиницы и пешеходную набережную.
Пытаться определить самую знаменитую набережную так же бессмысленно, как спорить о женской красоте. В то время как жители Геленджика и Гаваны оспаривают право называть свою набережную самой длинной в мире, петербуржец будет отстаивать идеальные пропорции Зимней канавки, а венецианец – гордиться удачным расположением Таможенной стрелки.
Люди во все времена стремились и стремятся обитать как можно ближе к набережной, потому что вид движущейся воды постоянно напоминает о бесконечности и непрерывности жизни на Земле.
Существует множество фильмов и книг, чьи сюжеты разворачиваются на набережных или связаны с ними. Вот лишь некоторые из них:
Остап Бендер мечтал попасть на набережную Копакабана в Рио-де-Жанейро, где все поголовно ходят в белых штанах.
«Набережная туманов» в Гавре соединяет неприкаянных героев Жана Габена и Мишель Морган.
На ялтинской набережной Дмитрий Дмитриевич Гуров впервые встречает даму с собачкой.
Герой «Белых ночей» Достоевского влюбляется в Настеньку, которая ожидает на набережной петербургского канала своего жениха.
Одно из самых поэтичных эссе о Венеции написал Иосиф Бродский. Оно носит название «Набережная неисцелимых».