на примере
вот замечательный кетайский автомобиль Черри Тигго (просто он быстрее нагуглился) разбитый об кубик.
http://avtovybor.ucoz.ru/index/krash_tes...iggo/0-209
В статье проводится тест по правилам EuroNCAP, а также приводятся результаты теста по правилам R94. Основное отличие - скорость, при которой бьются авто. В первом случае это 64 км/ч, во втором - 56 км/ч, разница в 14,3% от меньшей величины. Теперь смотрим на результаты тестов - оперировать "звездами" и "баллами" не стану, возьму какой-нибудь измеренный параметр. Например, HIC - коэффициент повреждения головы водителя, который в первую очередь зависит от перегрузок, полученных во время удара об панель. Возможно, самый важный параметр. При 56 км/ч - 527, при 64 км/ч - 1026. Ни фига себе разница, 94,6% однако.
Возвращаемся к нашим баранам. Бараны у нас имеют разную массу, кто-то купит милый и безопасный Шевроле Спарк, а кто-то неудобный и опасный гроб в виде омереканского пикапа или УАЗа.
Возьмем легковушки, Матиз - 770 кг
http://ru.wikipedia.org/wiki/Daewoo_Matiz
и какое-нить авто D-Е-класса, например, Тойота Камри - 1510 кг. Близкую к 1,5 тоннам массу имеет почти весь D-класс, премиум-бренды частенько переваливают и за 2 тонны.
Итак, два шарика и абсолютно неупругий удар, скорость=(56+64)/2=60 км/ч
0,77*60+1,51*(-60)=(0.77+1.51)V=-44.4
Скорость двух тел после столкновения =-44,4/2,28=-19,47. То есть это 19,5 километров в час в направлении движения более тяжелого шара. Соответственно изменение скорости для более тяжелого шара 40,5, для легкого - 79,5. Разница в изменении скоростей (а, соответвственно, и в установившихся замедлениях, от которых и зависят перегрузки во время удара) в ДВА раза (96%). Как меняются ощущения при разнице скорости лишь в 14% - абзацем выше, тогда коэффициент травмирования головы возрос в двое.
Я специально в расчете пишу шары - ведь по таким формулам действительно считаются сферические шары в вакууме (уже без иронии, буквально), а при столкновении автомобилей есть масса других факторов. Но принцип тот же.
Что, кстати, подтверждает реальный краш-тест старых Матиза и Десятки (разница в массе всего 200-250 кг), на видео видно, как матиз отскакивает от 2110 как от стенки.
ну и выводы испытателей
http://www.zr.ru/a/10772/Цитата:При встречном столкновении на 112 км/ч VAZ 2112 сохранил жизнь экипажу. Для «Дэу Матиз» столь жесткий удар – тот предел, на котором пассажиры имеют шанс выжить. А уж куда качнется чаша весов в каждом конкретном случае – будут решать неучтенные факторы.
Отдельный разговор - о больших внедорожниках. На них еще более заметна будет вся абсурдность измерения безопасности в баллах и "звездах" краш-тестов.
Вот Мерседес Е-класса в кузове W210 - про него можно даже не говорить, всем ясно, что это флагман современного автомобилестроения -
http://cartest.omega.kz/crash/mb_e.html
А вот древний японский жип образца 93-го года -
http://cartest.omega.kz/crash/toyota_4runner.html
Там не то, чтобы подушек нет, для нее даже краш-тест по современным и не очень правилам не проводили.
А здесь очень жестко и честно описана свидетелем реальная история их лобового столкновения -
http://www.livejournal.ru/themes/id/7426/
Есть там и фотографии трупа водителя мерседеса - разумеется, со всех сторон труп окружен подушками безопасности. Фотографий водителя тойоты нет - он встал и вышел из машины, так что есть только фото интерьера. И из всего этого автор делает единственно верный вывод:
Цитата:Выводы. Следующей моей машиной будет Пафик с огромным кенгуром и толстыми прочными порогами. Потому что от таких п*дарасов можно защититься только толстым слоем металла.
уж если водитель Мерседеса Е-класса не выжил, то каковы шансы у водителей микролитражек А-класса?
ну а тем временем в кабинетах кипит работа - маркетологи пишут пресс-релизы, ну а инженеры продолжают затачивать кузова авто под выполнение конкретного краш-теста
http://www.kolesa.ru/news/2010/09/02/bez..._maksimumu
Цитата:Во время тестов в Корее Spark заработал 15,1% из возможных 16%